«Агротрейду» 20! Бизнес под знаком качества
История Компании «Агротрейд» неразрывно связана с историей всей картофельной отрасли современной России. Это предприятие появилось в тот момент, когда интерес к картофелю на рынке только просыпался, оно способствовало приходу на российский рынок прогрессивных технологий и современной техники, было свидетелем (а часто и участником) становления лучших.
О том, с каким настроением Компания встречает юбилей, как оценивает сегодняшнее состояние рынка и какие строит планы – в интервью с генеральным директором Сергеем Хавановым.
Об истории, миссии и человеческих отношениях
– Сергей Викторович, как бы Вы сформулировали долгосрочную цель (миссию) работы ГК «Агротрейд» (если не брать в расчет получение прибыли)?
Я не очень люблю слово «миссия», на мой взгляд, оно звучит очень пафосно. Есть мечты и есть путь, который мы выбрали. По мере продвижения по этому пути мы пытаемся понять свою роль и предназначение.
С самого начала создания компании у нас с моим бизнес-партнером Дмитрием Кабановым не возникало сомнений, чем будет заниматься наше предприятие. Было общее видение потенциала и возможностей, которые на тот момент открывались в сельском хозяйстве, в частности в картофелеводстве. Сформировалось оно в начале 2000-х, когда мы вместе побывали в Германии. Посетив шикарные европейские магазины с огромным выбором качественных овощей в разнообразной упаковке, мы решили, что у нас будет не хуже. И стали действовать.
Начали с реализации картофеля и овощей на мелкооптовых рынках, но вскоре поняли, что большие перспективы для компании открываются при развитии канала продаж через сетевую розницу. И уже в 2002 году стали эксклюзивным поставщиком Нижегородской региональной сети «Альянс». Набравшись опыта в доработке и упаковывании сырья, в 2006 году наша команда вышла с упакованным картофелем на федеральный уровень, и в течение трех лет стала генеральным поставщиком картофеля в Метро Групп.
Плотное взаимодействие с розничными сетями и конечным покупателем совершенствовало наше представление о качественном сырье, которое мы трансформировали в идею комплексного развития технологии производства и хранения. К 2006 году мы не только обеспечивали десятки хозяйств семенами и средствами защиты, но и поставляли полевую и складскую технику, строили и модернизировали хранилища с автоматическим контролем климата, оказывали техническую и технологическую поддержку.
С 2008 года мы стали тестировать все технологические элементы в рамках собственного производственного проекта «Агросфера», ставшего в последствии площадкой по производству сертифицированного семенного материала высоких репродукций сортов картофеля немецкой и голландской селекций.
В 2010 году, получив жесткий урок в виде тотальной засухи, мы активно взялись за перевод собственного производства картофеля под искусственное орошение. Получив отличные результаты (удвоив урожайность), приступили к внедрению орошения у партнеров.
К 2014 году нам удалось выстроить экономически эффективную действующую модель, которую мы назвали «Картофельная система». Она включала в себя семеноводческое подразделение, предприятие по производству столового картофеля, комплекс по хранению, упаковочный терминал, подразделение по продажам и логистике и долгосрочные контракты с торговыми сетями и собственными торговыми марками «Овощная лига» и «Естественный отбор». Эта модель актуальна и позволяет масштабировать производство картофеля без риска потери качества и экономической эффективности.
Развивая свой производственный блок, мы видели перед собой две цели. Первая – обеспечение городского населения лучшим продуктом в удобной упаковке 365 дней в году. Вторая – передача нашим клиентам лучших, отработанных «на себе» технологий производства, хранения и предпродажной подготовки качественного картофеля.
При этом на первом плане для нас всегда оставались и остаются человеческие отношения. Мы всегда настроены на долгосрочное сотрудничество, даже если в определенных случаях это ведет к потерям в тактической прибыли. Мы очень дорожим своей репутацией, и в сложные для Компании моменты такой подход оправдывает себя: партнеры поддерживают нас в ответ.
У Компании есть еще одно важное предназначение – раскрывать потенциал своих сотрудников. Я твердо уверен, что без эффективных, ответственных и порядочных сотрудников долгосрочное движение бизнеса вперед невозможно. Поэтому мы стремимся привлекать людей, которые хотят развиваться и стараемся создавать условия для их развития.
Знаковые проекты
– Расскажите о самых важных проектах ГК «Агротрейд».
Самым главным проектом для нас остается «Агросфера», ему мы посвятили 15 лет. С 2017 года хозяйства этого проекта входят в состав холдинга АФГ.
Но мы не расстались с идеей собственного производства семенного картофеля. В 2018 году мы вновь реализовали ее на базе хозяйства «АгроАльянс-НН». Сейчас этот проект еще находится на этапе, когда закладываются «крупные камни» в технологию, но мы верим в его большое будущее.
Если говорить о проектах клиентов, нам тоже есть чем гордиться. За годы работы ГК «Агротрейд» участвовала в старте и развитии более трехсот овощеводческих и картофелеводческих проектов от Брянска до Урала, от Астрахани до Великого Новгорода.
Самыми масштабными и памятными, конечно, остаются проекты 2004-2008 годов, когда на наших глазах скромные фермерские хозяйства после технического переоснащения превращались в агрохолдинги. Яркие примеры: КФХ «Богомаз» (Брянская область), компания «Максим Горький» (Тульская область), ООО «Латкин» (Нижегородская обл.).
Знаковыми для нас также стали: комплексный проект 2017-18 годов «А7 Агро» (Оренбургская область), крупнейший проект 2019 года по упаковочному оборудованию в компании «Жак» (Тульская область), комплексные проекты в ООО Жнива (Нижегородская обл.) и ООО «Костромской картофель» (Костромская область).
Сложно в одном интервью перечислить всех, с кем мы работали и продолжаем сотрудничать. Но пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех клиентов и партнеров за оказанное доверие и помощь в становлении нашей компании.
– Все проекты были связаны с картофелем?
Все перечисленные – да. Но наши возможности не ограничиваются рамками картофелеводства и даже овощеводства. Так ООО «Потенциал» вместе с брендом Valley и нашим строительным подразделением «Агросейв» реализуют десятки оросительных проектов в хозяйствах Приволжского Федерального Округа, специализирующихся на выращивании кукурузы и сои.
А проект «Агротрейд Техником», специально созданный в 2011 году по бренд John Deere, получив восьмилетний опыт в высшей технической лиге, активно развивает продажи брендов JCB и Kuhn, а также пробует свои силы в продвижении пока малоизвестного европейского бренда SDF с линейкой тракторов и зерноуборочных комбайнов.
Бренды высокого качества
– Компания «Агротрейд» является дилером нескольких признанных в сельскохозяйственном мире брендов. Можете сказать, почему работаете именно с этими производителями?
Значительную часть деятельности Компании составляет работа по дилерским контрактам. Мы сотрудничаем с очень известными брендами, и все их объединяет высокое качество продукции.
Качество для нас всегда приоритетнее цены, неписанное правило нашего предприятия гласит: «Лучше иметь проблемы при продаже, чем проблемы после продажи».
Точки роста
– Компания постоянно развивается. Как определяете нужные векторы движения?
20 лет назад мы выбрали картофельную отрасль как ключевую и по сей день развиваемся вместе с ней. Потребности отрасли и клиентов формируют нашу продуктовую стратегию.
Так, сегодня внимание рынка сосредоточено на вопросах реализации готовой продукции (в том числе на принципах организации предпродажной подготовки картофеля и овощей). Наш 15-летний опыт в этом секторе сейчас очень востребован.
Не менее актуальной является сфера переработки, и наши специалисты изучают самые перспективные технологии, чтобы предложить заказчикам лучшее.
Усилия большинства успешных предприятий отрасли сейчас направлены на сокращение производственных затрат. Точность использования ресурсов (а это и точная дозировка удобрений под заданный урожай, и точный высев семян, и точный расход химии и воды, и экономия топлива) становится критически важной для повышения конкурентоспособности. И мы ищем возможности, чтобы помочь клиентам в освоении и внедрении необходимого оборудования и технологий.
Конкурируем. С крупами и макаронами
– Многие сельхозпроизводители жалуются, что картофель становится невыгодно выращивать. Вы согласны с этим мнением?
В последние годы мы все чаще говорим о стагнации на картофельном рынке. Картофеля в стране производится очень много, и получать доход от его реализации становится все труднее. На мой взгляд, проблема частично заключается в том, что до сих пор слишком мало агропредприятий задумывается о качестве производимой продукции.
С чем картофель конкурирует на рынке? С крупами и макаронами. Надо признать, что производители и того, и другого провели большую работу со времен дефицитных 90-х. В магазинах представлен огромный ассортимент продукции: крупы традиционные и экзотические; макароны любой формы, из разных сортов муки; упаковки на любой вкус – от 0,5 кг до 5 кг. И трудозатраты на приготовление, скажем, гречневой каши, минимальны: даже самую дешевую крупу теперь не надо перебирать.
И что такое картофель? Его надо помыть и почистить (потеряв при этом не только время, но приличную часть от купленного). А если продукт окажется не очень качественным, потери могут достигать 30-40%. Захочется ли покупателю после этого еще раз купить картофель? Думаю, что нескоро. Фриц Борг, экс-коммерческий директор компании GRIMME, любил повторять, что производители некачественного картофеля помогают производителям круп и макарон.
Важно понимать, что только качественный продукт в долгосрочной перспективе может приносить прибыль, потому что именно он формирует постоянных покупателей.
Картофель – культура фермерская
– В чем секрет производства качественного картофеля? И можно ли получить сразу и количество, и качество?
По моим наблюдениям, больше возможностей для производства продукта высокого качества есть у фермерских хозяйств. Дело в том, что картофель – довольно сложная культура для выращивания, она требует постоянного внимания и усилий как от агронома, так и от руководителя предприятия. Иногда решение нужно принять очень быстро, и в таких случаях небольшие хозяйства выигрывают за счет своей гибкости.
У агрохолдингов есть свои неоспоримые плюсы: они могут закупать СЗР, горючее, удобрения крупным оптом по выгодным ценам; им по силам наладить регулярные поставки продукции в магазины в течение всего года, что очень ценится торговыми сетями. Но бороться за качество на значительных площадях тяжело: при поточном производстве не избежать большого количества пересорта или высокого травматизма клубней при уборке.
Картофельный бизнес плохо поддается масштабированию. При этом потенциально очень перспективным решением могли бы стать фермерские кооперативы: небольшие хозяйства, объединившись на этапах предпродажной подготовки и хранения, получили бы возможность взаимодействовать с торговыми сетями на выгодных для себя условиях. Правда, идея объединения пока не очень популярна в фермерской среде. Видимо, должны прийти очень жесткие времена, чтобы специалисты, когда-то вышедшие из колхозов и совхозов, осознали преимущества совместной работы.
Рентабельность зависит от профессионализма
– Мы как раз говорили о кризисе в отрасли.
Вопрос о выживании пока не стоит на повестке дня. Да, объемы прибыли сократились, и у многих нет возможности делать инвестиции в будущее, вкладываться в развитие, но картофель все еще остается рентабельной культурой. Возьмем, к примеру, сезон 2019/20. Всю осень и зиму цена была очень низкой, временами – ниже себестоимости, но в марте произошел скачок, и продукт подорожал втрое. Те, кто дождался этого момента, продали свою продукцию очень выгодно.
В этом сценарии нет ничего сверхъестественного, он повторяется в восьми случаях из десяти. Картофелеводы, получающие продукт высокого качества и умеющие хранить его до весны, как правило, оказываются в выигрыше, и их пример – действует на нас очень вдохновляюще – в том плане, что именно те технологии и решения, которые мы продвигаем, позволяют фермерам оставаться в плюсе.
Другое дело, что этот скачок был заметнее, чем обычно, и может в дальнейшем негативно сказаться на рынке. Часть компаний, которые раньше – на фоне низких цен реализации и растущей себестоимости продукта – были готовы сменить профиль своего производства, получив неожиданную прибыль, попробуют снова «поставить на зеро» в следующем сезоне и гарантированно «уронят» цены.
– Но добиться успеха все же возможно?
Картофелеводство сегодня – бизнес, требующий высокого уровня профессионализма. Те хозяйства, которые делают все правильно, получают доход даже в условиях общей стагнации. Если средний показатель урожайности превышает 50 т/га, цена в 8-10 руб/кг оправдывает все вложения. Вопрос, как достичь такого результата? За двадцать лет работы мы нашли много вариантов решения этой задачи и готовы помочь с поиском ответа – всем, кто, как и мы, по-хорошему «болеет» картофелем и верит в его перспективы.
Факты
Компания «Агротрейд» была образована в 2000 году в Нижнем Новгороде.
За годы работы выросла до Группы Компаний «Агротрейд», объединяющей материнскую — ООО Компания «Агротрейд», а также ООО «Агротрейд Техником», ООО «Агросейв», ООО «Потенциал», ООО «АгроАльянс-НН».
Специализируется на комплексном обеспечении сельхозпроизводителей необходимыми ресурсами: сельскохозяйственной техникой, оросительным и складским оборудованием, семенным картофелем собственного производства, средствами защиты растений и пр. Реализует проекты по строительству и реконструкции овоще- и картофелехранилищ. Дилер ведущих мировых брендов.
Специалисты ГК «Агротрейд» поставили в Россию и запустили в эксплуатацию на отечественных сельхозпредприятиях более 1700 единиц техники GRIMME; десятки комбайнов для уборки моркови, свеклы и лука ASA LIFT; сотни плугов, вертикально фрезерных культиваторов, разбрасывателей минеральных удобрений KUHN; десятки опрыскивателей HARDI и сеялок AGRICOLA ITALIANO. Ввели в действие более 150 современных складских комплексов, 12 комплексных проектов по орошению; установили более 200 широкозахватных установок Valley и 30 дождевальных установок барабанного типа Nettuno. Общая площадь мелиорируемых земель, введенных в эксплуатацию с помощью подразделений ГК «Агротрейд», превысила 10 тысяч гектаров.